28 июня. «Вдохновенья миг».

театр науруз навруз мф

Сегодня подведем итоги насыщенного театрального июня и расскажем о том, чем завершился 14-ый Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз».
Всем известно, что в Казани Науруз наступает позже обычного. Речь идет, конечно же, об одноименном театральном фестивале. Каждый год в начале июня в столицу Татарстана съезжаются театры тюркских народов, чтобы сверить театральные часы, синхронизировать процессы и обменяться энергией. Примерно так можно описать происходящее на фестивале, а можно сказать привычное «атмосфера праздника и дружбы». В этом году фестиваль был посвящен театральному искусству Башкортостана, связано это и со 100-летием самой республики, а так же столетием выдающегося драматурга, писателя Мустая Карима, и со столетием башкирского национального театра. Интересно, что в этом году «Науруз» получился особенно многолюдным. 28 театров из Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана и национальных республик России привезли масштабные постановки. Специальным гостем фестиваля стал Nottara Theater из Румынии со спектаклем «Мольер» в постановке российского режиссера Романа Феодори по произведениям Булгакова и Мольера. Еще одна изюминка программы 2019 года – приезд театра из Таджикистана, который к тюркским театрам хоть и не относится, однако, настолько самобытен, что дирекция фестиваля пригласила его в Казань. Это театр музыкальной комедии имени Камола Худжанди из города Худжанд (это бывший Ленинабад). Приехали они со спектаклем «Летающий лекарь» так же по мотивам пьесы Мольера. Есть, кажется, некая символичность в том, что открывался и закрывался фестиваль спектаклями по Мольеру, совершенно разными, но так ярко проповедующими театральное братство. Церемония открытия фестиваля «Науруз» по традиции прошла на площади перед театром Камала, главным ее украшением стало, конечно же, выступление группы «Курайсы» под управлением народного артиста Республики Башкортостан Роберта Юлдашева, так же выступали заслуженный артист РТ Филюс Кагиров, Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек», Тувинский национальный оркестр, группа баянистов под руководством заслуженного артиста Татарстана Наиля Сагдиева.
Так как нынешний Науруз был посвящен Башкортстану, казанской публике была презентована целая программа башкирского искусства. Спектаклем-открытием форума стала золотомасочная «Зулейха открывает глаза». Башкирский академический театр драмы им.Мажита Гафури уже привозил этот спектакль нынешней весной, что не избавило его от предсказуемого переаншлага во второй день фестиваля. Вряд ли есть еще в Казани люди, которые не слышали об этом знаменитом романе Гузель Яхиной. История о том, как татарская крестьянка Зулейха была сослана в Сибирь и выжила там, в одночасье стала бестселлером, ее продолжают переводить на языки мира, экранизировать и ставить на сцене. Режиссер Айрат Абушахманов и драматург Ярослава Пулинович перенесли историю на сцену и получили в 2019 году специальную премию жюри «Золотой маски» за сценическое прочтение романа. Зал, наполовину состоявший из фестивально-театральной братии, принял спектакль очень тепло. История татарки, ставшей у Абушахманова историей башкирки, на самом деле универсальна. Хакасы, киргизы, казахи, тувинцы, башкиры, татары и русские ужасались, смеялись и аплодировали вместе.
Всего в фестивале приняли участие 6 театров из соседней республики. Кроме театра Гафури еще: Салаватский башкирский театр, который представил спектакль по пьесе Островского «Глумов», Башкирский государственный театр кукол привез драму «Мустай Карим. Близкий горизонт», Уфимский татарский театр «Нур» показал спектакль «Женщина из прошлого» по произведению Роланда Шеммильпфеннинга, Стерлитамакское театрально-концертное объединение представило спектакль по Мустаю Кариму «Таганок», а Национальный молодежный театр им.М.Карима привез трагедию Альбера Камю «Калигула». Можно сказать, что Казань на неделю превратилась в своеобразный театральный Вавилон, когда казахи ставили шекспировскую «Ромео и Джульетту», азербайджанцы играли притчу классика новой японской литературы Рюноскэ Акутагавы, а хакасы показывали «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя. И, конечно, основную ноту в этом многоголосье задаваланациональная драматургия, тюркский эпос и мифология. И здесь следует особо выделить поэтическую народную легенду «Кыз жибек», которую под открытым небом на берегу озера Кабан показал Жамбылский областной казахский драматический театр. Эта красивая история любви храброго воина Толегена из рода Жагалбайлы и красавицы Жибек из рода Шекты является жемчужиной казахского фольклора. Еще одна история, покорившая казанского зрителя – это музыкальная легенда «Чадаган» в исполнении Тывинского Национального музыкально-драматического театра имени Кок-оола. Вместе с театром приехал и Тувинский национальный оркестр, ведь легенда эта рассказывает о происхождении музыкального инструмента чадаган. А знаменитый театр Олонхо из республики Саха-Якутия так и вовсе устроил на фестивале «Науруз» премьеру, впервые показав спектакль «Три светила», основанный на якутских сказаниях. Спектакль-концерт, посвященный древнему тюркскому празднику «Науруз», представили в Казани долгожданные гости форума из Узбекистана – Государственный театр кукол из Ташкента. После долгого перерыва в два десятилетия из Узбекистана приехали сразу два театра, Узбекский национальный академический драматический театр привез драму под названием «Совесть» по пьесе узбекского драматурга Иззата Султона. На состоявшейся перед спектаклем пресс-конференции директор Узбекского национального театра Фатхулла Масудов рассказал, что 2018 году ТГАТ им.Г.Камала был в Ташкенте с гастролями и сыграл 3 спектакля. Но по просьбам зрителей, пришлось устроить и четвертый показ. Он поблагодарил казанцев за радушный прием и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество театров и республик.
Завершился 14-ый фестиваль Науруз спектаклем «Мольер» специально приглашенного гостя — театра Nottara из Румынии. Спектакль, посвященный жизни и творчеству великого французского драматурга Жана-Батиста Мольера, был создан российским режиссером, лауреатом премии «Золотая маска Романом Феодори. История, основанная на книгах Михаила Булгакова «Жизнь господина де Мольера» и «Кабала святош», дополненная фрагментами пьес «Плутни Скапена», «Мнимый больной», «Тартюф» и «Дон Жуан» проливает свет на сложную жизнь Мольера. Удивительное сочетание глубокого замысла режиссера и профессионализма румынских артистов поставили точку в работе фестиваля на самой высокой ноте.
В следующем году «Науруз» вернется в Казань в виде театрально-образовательного форума, а через два года снова в виде фестиваля. «Науруз» давно уже стал театральной визитной карточкой Казани и Татарстана, ведь приезд к нам самых лучших спектаклей тюркской ойкумены – уникальная возможность увидеть разнообразие этого мира в одном городе.

 

театр науруз навруз ч

 

театр науруз навруз

 

театр науруз наврузй

 

театр науруз наврузц

 

театр науруз наврузф

 

театр науруз навруз в

 

театр науруз навруз мч

 

Фотографии с сайта https://kamalteatr.ru/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>