Литературные программы

17 мая. «Вдохновенья миг».

Глинка муз Одним из главных украшений музыкальной жизни Казани нынешней весной несомненно стал Международный конкурс вокалистов имени Михаила Ивановича Глинки. Это один из старейших, наиболее представительных и престижных из числа проводимых в России музыкальных конкурсов, проводится он с 1960 года. С 1968 по 2009 годы бессменным председателем жюри являлась великая певица и педагог, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственных премий России, академик, профессор Ирина Константиновна Архипова. Жюри 26-го конкурса, который проходил в этом году в Казани, возглавила заслуженная артистка России, народная артистка Республики Татарстан, лауреат Государственной премии им. Г. Тукая, лауреат Международного конкурса вокалистов им. Глинки Альбина Шагимуратова. Конкурс прошел с большим успехом. Участники и победители разъехались по своим городам и странам, чтобы с новыми силами и вдохновением радовать поклонников музыкального искусства. А мы сегодня будем беседовать с гостьей нашей программы о молодых татарстанских исполнителях, участвовавших в конкурсе,  так же казанской школе музыкального преподавания, мастерстве и таланте, традициях и современности и многом другом. Итак, гостья нашей программы - член жюри 26 конкурса им.Глинки, народная артистка России и Татарстана, лауреат Государственной премии РТ им.Тукая, заведующая кафедрой вокального искусства, профессор Казанской консерватории Зиля Даяновна Сунгатуллина.

10 мая. «Вдохновенья миг»…

вов победа патриот молод 2019 Наша республика, как и вся Россия, накануне отпраздновала День Победы в Великой Отечественной войне. 74 года прошло, но для каждого жителя России День Победы это глубоко личный, сокровенный праздник. И конечно, сегодня актуальным, пожалуй, становится не только выражение благодарности нашим ветеранам, но и сохранение памяти и передача ее следующим поколениям. Этому посвящено множество мероприятий, выставок, спектаклей, встреч, которые проходили накануне в Казани и будут продолжаться в выходные дни. Сегодня в рубрике "Новости культуры" мы представим вам обзор этих событий. фатых карим Во второй части программы прозвучит литературно-музыкальная композиция по стихам поэта-фронтовика Фатиха Карима.

26 апреля. «Вдохновенья миг…»

Казанское ханство, Сююмбеки (1519-1557), бум, темп, 2006, 280х420 (2) На днях в Татарском академическом театре оперы и балета имени М.Джалиля состоялся круглый стол, посвященный яркой театральной премьере этого сезона – опере «Сююмбике». Новая национальная опера, авторами которой выступили лауреаты Государственной премии им.Г.Тукая РТ – народный поэт Татарстана Ренат Харис и народная артистка Татарстана композитор Резеда Ахиярова, была представлена публике осенью 2018-го и, действительно, стала событием культурной жизни Казани. Позвольте процитировать руководителя театра Рауфаля Мухамметзянова: «В наши дни не только национальные оперы, но и в целом новые оперы появляются крайне редко. Когда у нас возникла идея «Сююмбике», я обратился к Рустаму Нургалиевичу Минниханову: ведь для воплощения любых замыслов нужны помощь и поддержка, а опера – жанр, требующий больших вложений. Опера Сююмбике Опера родилась стараниями творческого содружества многих людей: музыку написала Резеда Ахиярова, либретто – Ренат Харис, режиссер – Юрий Александров из Санкт-Петербурга, художник-постановщик – Виктор Герасименко из Москвы, исполнители разных поколений – и молодые, и опытные, все мастера своего дела. В музыкальном отношении опера сложная, исполняется на двух языках – русском и татарском. О царице Сююмбике как исторической личности нет единого мнения, споры о ней не утихают по сей день. К ее образу обращались многие творческие личности. О ней мы знаем мало и можем опираться только на легенды, в которых говорится об удивительной красоте ханши. Достоверно лишь одно: судьба казанской царицы была очень сложной. Важно, что в нашей опере воплощен не только образ Сююмбике – в ней отражается и история формирования российской государственности». IMG_20190425_125243_HDR Опера «Сююмбике» структурно состоит из трех частей. В первом акте перед зрителями предстает молодая вдова хана Сафа-Гирея Сююмбике, мать-регентша маленького Утямыша. Казанский ханский двор раздирают распри враждующих группировок, а молодая царица пытается найти поддержку в лице начальника дворцовой стражи Кошчака. Придворные мурзы вынуждают Сююмбике ради спасения родины покинуть Казань и уехать в Москву. Народ Казани приходит проводить любимую царицу. Во втором акте Сююмбике с малолетним сыном уже в Москве. Царь Иван Грозный на глазах Сююмбике казнит ее возлюбленного Кошчака и вынуждает выйти замуж за ставленника Москвы, трижды изгнанного из Казани Шах-Али. Несмотря на заступничество супруги Ивана Грозного Анастасии, Утямыша отбирают у матери и отправляют к монахам. Действие третье происходит в Касимове. Свадьба Шах-Али и Сююмбике. Злодей не только совершает насилие над беззащитной женщиной, но и сообщает ей, что сын Утямыш уже забыл ее, что он теперь Александр Сафагиреевич, ему нравится Москва, "он на Казань твою плюет". Сююмбике проклинает Шах-Али. И молит господа внять ее плачу. В горячечном бреду перед царицей проносится трагические события ее жизни. Внезапно все завершается. Аллах услышал несчастную, врата небес открываются, забирая Сююмбике. IMG_20190425_124937_HDR Действительно, сложное художественное произведение, затрагивающее серьезные темы, рассказывающее о реальных исторических личностях, всегда вызывает повышенный интерес, порой даже споры. Поэтому в театре оперы и балета с подачи казанского журналиста, театрального критика Татьяны Мамаевой был организован круглый стол с участием авторов оперы и казанских ученых. Речь шла о том, насколько исторично это произведение и что важнее — художественность или историзм?   IMG_20190425_125112_HDR В ходе круглого стола выступили: авторы оперы – композитор Резеда Ахиярова и поэт Ренат Харис, зам.директора по научной работе Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, доктор исторических наук Радик Салихов, доктор педагогических наук, профессор КФУ Альфия Галимуллина, доктор искусствоведения, профессор Казанской государственной консерватории Вадим Дулат Алеев.

12 апреля. «Вдохновенья миг».

d1cd6f474 Сегодня мы представляем вам очередную передачу из цикла «На соискание Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая». Герой нашей сегодняшней программы – известный российский график Надир Альмеев. Мастер, работающий в редкой и благородной технике офорта. Для посвященных – имя Надира Усмановича значит очень много. И произносится, обыкновенно, с восхищением. Ну, а для тех из вас, ув.радиослушатели, которым не посчастливилось до сих пор близко познакомиться с творчеством этого художника-философа, мы и подготовили нашу сегодняшнюю передачу. 56300143 Надир Альмеев родился 5 августа 1946 года в Казани в семье музыкантов. Окончил Казанское художественное училище. Работал на Казанской студии кинохроники, в Татарском книжном издательстве, в редакции газеты «Яшь ленинчы», сотрудничал с бюро «Прометей». Член Союза художников России и Татарстана, лауреат премии имени Баки Урманче в номинации «Декоративно-прикладное искусство». Основные произведения: серии гравюр и офортов «Коррида», «Воспоминания о беге», «Шурале», «Колокола Хиросимы», «Данте Божественная комедия», серия акварелей «Страна «Алтай». Автор иллюстрации к сборникам татарских поэтов: Дэрдменда, Г.Тукая, С.Хакима, Р.Файзуллина, Р.Кутуя, Р.Бухараева и других. Создал эскизы декораций к балетам Стравинского, художник первого советского светомузыкального фильма «Маленький триптих на музыку Свиридова, первого татарского документально-публицистического фильма «Джалиль. Страницы борьбы». книги альмеев А для того чтобы подробнее изучить творчество Надира Усмановича Альмеева мы отправились в Академию наук Республики Татарстан. Вернее, в одно из структурных подразделений академии – это Институт языка и литратуры им.Галимжана Ибрагимова.  И побеседовали с ведущим научным сотрудником отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства ИЯЛИ Ольгой Улемновой. 3 апреля в Галерее Современного искусства «ОКНО» Казанской Ратуши открылась персональная выставка Надира Усмановича Альмеева «Шум времени». Выставка небольшая, основные направления творчества художника представлены скорее пунктирно. Или в виде своеобразного временного среза. Здесь можно увидеть и знаменитые серии офортов, в том числе, посвященный Габдулле Тукаю, и книжные иллюстрации художника, и прекрасные акварели. Кроме того, сама церемония открытия выставки – это всегда прекрасный повод собрать вместе коллег, друзей, почитателей таланта. Предлагаем вашему вниманию несколько выступлений, записанных на открытии выставки. О Надире Альмееве говорят: заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства ИЯЛИ, доктор искусствоведенияРауза Рифкатовна Султанова, руководитель Татарско-японского культурно-информационного Центра "Сакура" Асия Юсуфовна Садыков, казанский искусствовед Михаил Константинович Яо. img1474   Альмеев Шурале   альмеев книжки    

5 апреля. «Вдохновенья миг».

Из цикла «На соискание Государственной премии РТ им.Г.Тукая». Елена Петровна Алексеева. Книга о кино Сегодня мы в гостях в Казанском государственном институте культуры, мы будем беседовать с киноведом, профессором Еленой Алексеевой. Елена Петровна — кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РТ, член Союза кинематографистов России, член Гильдии киноведов и кинокритиков РФ, автор книги «Казань. Кинематограф. Из века в век» (1897-2014 гг.).   IMG_20190328_122123_HDR   IMG_20190328_120815_HDR   IMG_20190328_122313_HDR

29 март. «Вдохновенья миг».

На соискание Гос.премии РТ им.Г.Тукая. Творческое объединение «Алиф». алиф Уважаемые радиослушатели, мы представляем вам очередную передачу из цикла «На соискание Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая». За создание хореографического спектакля «Алиф» на соискание премии 2019 года  было выдвинуто творческое объединение «Алиф» в лице режиссера Туфана Имамутдинова, хореографа Марселя Нуриева, композитора Эльмира Низамова и танцовщика Нурбэка Батуллина.      Хореографический спектакль «Алиф» (на русском языке название спектакля звучит как «Зов начала») — это независимый проект. От начала и до конца созданный группой талантливых молодых казанцев, объединившихся специально для этого проекта: режиссером спектакля выступил главный режиссер казанского Театра юного зрителя Туфан Имамутдинов, главную роль исполнил танцор Нурбек Батулла, который работает главным хореографом татарского ТЮЗа им.Кариева, хореографом спектакля является Марсель Нуриев, музыку к спектаклю создал известный казанский композитор Эльмир Низамов. Спектакль, премьера которого состоялась летом 2017 года, вызвал большой резонанс. Посвящен он теме родного языка, вернее, утерянной татарской графике на основе арабского алфавита, и связанному с этим исчезновению или забвению целого пласта культуры татарского народа. Расскажу немного о спектакле для тех, кто его еще не видел. На протяжении всего действия Нурбек Батулла, а это единственный артист в постановке, буквально своим телом пишет татарский алфавит арабскими буквами. Кроме него в спектакле принимают участие музыканты и вокалистки. Спектакль состоит из трёх частей. В первой части посредством танца пишутся буквы мёртвого татарского алфавита («иске имля») арабскими буквами. Во второй части три девушки пропевают стихотворение татарского поэта Габдуллы Тукая «Туган тел» («Родной язык»). Первая произносит буквы «утерянного» татарского алфавита, вторая – пропевает слова, третья – строчку. Третья часть — собрание двух предыдущих частей воедино, где звучит полное стихотворение Тукая в три голоса. Танцовщик олицетворяет поэта и завершение той культурной эпохи, которая тысячу лет формировала татарский народ», — говорится в аннотации к спектаклю. В 2018 году спектакль «Алиф» был представлен на престижную Всероссийскую театральную премию «Золотая маска» в трех номинациях. Это «Лучший современный танец/спектакль», Марсель Нуриев в номинации «Лучший балетмейстер» и Нурбек Батулла как «Лучший танцор». Показ в Москве прошел с большим успехом. Ведущий российский балетный критик, театровед Татьяна Кузнецова написала в издании «Коммерсант», цитата: «В этом патетическом, обращенном к корням и очень современном спектакле нет ничего спекулятивного: он аскетичен, строг и не выжимает слезу. Скорее ошеломляет — настолько он не похож на все, что происходит в отечественном современном танце. Подобные стильные вещи иногда можно обнаружить на европейских фестивалях, но «Зов начала» не похож и на западные аналоги: в нем нет и тени заимствований — ни в лексике, ни в композиции, ни в концепции. Его исключительность сродни чуду». – конец цитаты. Отзывы критиков предвосхитили решение жюри — Премия «Золотая Маска» 2018 г. в номинации «Лучшая мужская роль» досталась Нурбеку Батулле. На церемонии вручения премии Нурбек выступил на татарском языке с благодарностью родителям и учителям и посвятил свою победу татарскому народу. Творческое объединение «Алиф» не останавливается на достигнутом, с момента постановки спектакля «Алиф» командой Туфана Имамутдинова, Нурбека Батуллы, Марселя Нуриева и Эльмира Низамова было создано еще два спектакля — «Шамаил» и «Эллуки». Мы рассказывали о них в эфире радио Татарстана. Объединяющей мыслью для всех трех спектаклей так же становятся поиски национальной идентичности, тема сохранения родного языка и культуры. Хочется пожелать творческой команде «Алиф» вдохновенья, новых проектов и дальнейших успехов!

22 марта. «Вдохновенья миг».

книга 2 Сегодня мы находимся в Институте Татарской энциклопедии и регионоведения. Это научно-издательское учреждение Академии наук РТ, которое занимается разработкой и изданием энциклопедических справочников по отдельным отраслям знаний, в первую очередь, многотомной Татарской энциклопедии. Работа над этим масштабным изданием практически завершена. А поводом нашей сегодняшней встречи стала презентация нового издания, подготовленного Институтом Татарской энциклопедии. Это первый том трехтомника «Населенные пункты РТ». Презентация проходила в Арском районе, и это не случайно — в первый том вошли районы нашей республики, название которых начинается на буквы «А» и «Б». Подробнее об энциклопедии «Населенные пункты РТ» мы поговорили с директором Института, доктором исторических наук, профессором Искандером Аязовичем Гилязовым и заведующей отделом регионоведения и социокультурных исследований, кандидатом исторических наук, доцентом Ларисой Айнутдиновой. книга 23   книга   книга 2345   книга 234

15 марта. «Вдохновенья миг».

К 110-летию народного писателя Татарстана Амирхана Еники. Амирхан Еники f - Как часто мы задумываемся о том - хорошо ли мы знаем историю своего родного края? Проходя каждый день по улицам города, сворачивая с проспекта Ямашева на улицу Бондаренко, или прогуливаясь по набережной Марджани, проезжая улицу Сыртлановой, представляем ли мы себе лица выдающихся деятелей науки, культуры, искусства нашей республики? Ответы на эти вопросы можно будет получить на масштабной художественной выставке, которая открывается сегодня в Национальном музее республики Татарстан. Посвящена она 100-летию со дня образования республики Татарстан. О том, какие художники представлены на выставке, о темах и жанрах, о художественной ценности и культурном значении новой выставки мы побеседовали в студии радио с заведующей отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова АН РТ, доктором искусствоведения Раузой Рифкатовной Султановой. Во второй части программы я приглашаю вас в литературную гостиную нашего радио. Сегодняшний выпуск этой рубрики посвящен 110-летию со дня рождения татарского писателя, представителя старшего поколения татарских прозаиков Амирхана Еники. Амирхан Еники, народный писатель республики, лауреат Государственной премии имени Тукая, в свое время стал известен широкому кругу читателей прежде всего своими произведениями о Великой Отечественной войне, в которой сам принимал участие. Очень интересна биография писателя. В советских учебниках писали, что Амирхан Еники родился в деревне Ново-Каргали Башкирской республики, в семье крестьянина. И лишь в постсоветское время стали открыто говорить о том, что Амирхан Еники происходит из старинного татарского княжеского рода, основоположником которого был Еникей, глава Темниковских татар в Казани и воевода в Темникове. Генеалогия уходит корнями во времена Золотой орды. Амирхан Еники и сам интересовался этим вопросом, о чем даже упоминал в своей книге под названием «Страницы прошлого». Амирхан Еники   выставка

8 марта. «Вдохновенья миг».

Литературно-музыкальная композиция к Международному женскому дню. весна цветы Уважаемые радиослушательницы! Сегодня, в этот прекрасный весенний праздник — Международный женский день 8 марта — мы хотим от всей души поздравить вас! Пожелать вам здоровья, благополучия, счастливых улыбок родных и близких, красоты, вдохновения и праздничного настроения! В эфире радио Татарстана для вас звучит литературно-музыкальная композиция по стихам поэтов Татарстана «Весна, поэзия, любовь». Вы услышите стихотворения Хади Такташа, Сибгата Хакима, Заки Нури, Рената Хариса, Нияза Акмала и Роберта Миннуллина. С праздником!